Посыпали Европу пеплом
Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в Исландии закрыло небо над Европой и пробудило в европейцах тягу к мрачным прогнозам. Пока природа только поставила под сомнение выход европейской экономики из рецессии, но намекнула, что без проблем сможет изменить весь уклад нашей жизни
Ядовитый пепел грозит смертью скота и разорением исландских фермеров
Первые трещины на склонах Эйяфьятлайокудля появились еще 20 марта. Лава из них текла словно нехотя, и предприимчивые исландские рестораторы даже пригнали к подножию вулкана передвижные кухни, чтобы угощать туристов сосисками, приготовленными прямо на вулканическом жару. Ланч на фоне извержения стоил 350–600 евро, но местные власти вовремя свернули эту инициативу. Как показали дальнейшие события, рестораторы оказались среди немногих, кто на извержении вулкана заработал. Остальные только теряли.
Закрытое небо
Извержение лавы продолжалось до 12 апреля, затем наступил короткий перерыв, после которого заработали новые кратеры, на сей раз под ледяной шапкой. Раскаленные газы растопили лед, вода хлынула как со склонов, разрушая мосты и снося дороги, так и в жерло вулкана, где стала тут же превращаться в пар. Тогда и образовалось вулканическое облако, состоящее из пара, сернистого газа, фтористого водорода и мельчайших частичек пепла, так называемой тефры. Столб вулканического пепла, утром 14 апреля выброшенный вулканом на высоту 8–9 км, быстро накрыл Великобританию и значительную часть континентальной Европы. Перестали летать самолеты.
Надо сказать, вулканический пепел сильно отличается от того пепла,
который мы видим, когда сгорают дрова. Он состоит из взвеси частичек
горных пород, среди которых очень много оксида кремния, то есть, проще
говоря, стекла (в нынешнем выбросе 58% кремния).
Вулканическая зима
Какие еще опасности кроме непосредственной угрозы авиаперелетам несут вулканические извержения? Первая неприятность, не раз случавшаяся в истории, — изменение климата. Например, извержение индонезийского вулкана Тамбора в 1815 году понизило среднегодовую температуру на всей планете на 2,5 градуса, и следующий год в Европе называли «годом без лета».
Еще серьезнее оказались последствия извержения исландского вулкана Лаки. Он извергался с июня 1783 по февраль 1784 года. За это время в Исландии от голода и отравления фтористым водородом погибли до четверти всего населения, половина поголовья лошадей и 80% овец. В Англии умерли 20 тыс. человек. Кроме пепла вулкан выбросил в атмосферу огромное количество диоксида серы. Этот газ взаимодействовал с водяными парами на больших высотах и увеличивал отражение солнечного света атмосферой. Результат — снижение температуры, изменение розы ветров. Несколько лет Европу мучили засухи летом и экстремальные холода зимой. Голод провоцировал народные выступления. Одно из них закончилось революцией во Франции.
Именно высота выброса пепла влияет на температуру на земле.
— Когда осядет облако, зависит от высоты выброса, — говорит директор Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН Юрий Израэль. — Сейчас выброс произошел ниже тропопаузы — это граница между тропосферой и стратосферой, расположенная на высоте 10–12 километров, где частицы пыли могут задерживаться надолго. При извержении вулкана Пинатубо в 1991 году пепел поднимался на высоту до 25 километров и оставался там на протяжении многих месяцев. Сейчас, судя по первым данным, такого не должно произойти.
Высота важна еще и потому, что водяные облака обычно находятся под нижней границей тропопаузы, и дождь, идущий из них, легко осаждает вулканическую пыль.
Сейчас с переменной активностью вулкан продолжает извергать клубы пепла (на момент подписания номера средний ежедневный выброс составил 30–40 млн кубометров). Ученые говорят, что до глобального похолодания далеко.
— Сейчас выброс исландского вулкана меньше, чем даже у Пинатубо,
— говорит Юрий Израэль. — Тогда в течение нескольких месяцев наблюдали
понижение температуры на полградуса, потому что образовалась широкая
полоса аэрозоля вокруг Земли — по 10 градусов на север и юг. Падение
температуры происходит
Официальная позиция исландских вулканологов на сегодня — не делать прогнозов относительно активности вулканов Эйяфьятлайокудль и соседнего с ним Катла, потенциально гораздо более мощного, если судить по размерам кратера (даже визуально он больше раз в десять). Эйяфьятлайокудль извергается раз в сотни лет (предыдущий раз это было в 1821–1823 годах), Катла — несколько раз в столетие. Но в последние два извержения Эйяфьятлайокудля Катла извергался немедленно вслед за ним. Правда, пока мониторинг не показывает, что его активность растет.
Извержение и рецессия
Англичане мрачно шутят, что это извержение стало ответом на их требования компенсировать сотням тысяч британских вкладчиков убытки от банкротства исландского банка Icesave. «Никакое торговое эмбарго, как бы оно ни было эффективно, не сравнится с экономическим разорением, которым исландский вулкан Эйяфьятлайокудль грозит Британии и большей части Северной Европы», — иронизирует в своем блоге Джереми Ворнер из британской The Daily Telegraph. «К сведению британского и голландского правительств: в исландском алфавите нет буквы "c”, так что, когда вы требуете cash (денег), вы получаете ash (пепел)», — отвечают в интернете обладающие не менее мрачным юмором исландцы.
Больше всего в Европе говорят о потерях авиаперевозчиков: десятки тысяч отмененных рейсов, миллионы невылетевших пассажиров. По первым подсчетам европейские авиакомпании теряют $200–250 млн в день.
Но пассажирские авиаперевозки — далеко не единственная сфера экономики, пострадавшая от вулкана. Просто о ней больше говорят, ведь тысячи людей ночуют в аэропортах, десятки, если не сотни тысяч меняют свои планы. Да и авиационное лобби шумит, первым теряя свои деньги (шумит не зря, надо сказать: в воскресенье под его давлением открыли свое небо Испания и Италия, в понедельник — некоторые другие страны).
Туристическая отрасль в целом оказалась на пороге потерь, которые в состоянии поставить под удар всю остальную экономику. Туризм и путешествия — сфера, на которую приходится 5% валового мирового продукта, а это $3 трлн. Из них $1 трлн приходится на Европу, причем большая часть как раз на приближающиеся летние месяцы. В мире много городов и целых стран, для которых туристы — главная статья пополнения бюджета, и до большинства из них из Европы не добраться ни на машине, ни на пароме. Если извержение продолжится, отрасль будет терять $5–10 млрд в неделю.
Пепел в небе встал на пути и грузовых самолетов. Большая часть товаров в мире перевозится по морю и суше, но по воздуху доставляются наиболее дорогие из них. Поэтому, если считать в деньгах, а не в килограммах, на авиаперевозки приходится 40% стоимости всех перевозимых грузов. В результате магазины в Европе уже столкнулись с дефицитом овощей и фруктов, которые традиционно везут по воздуху, — например, спаржи, латука и винограда. В ресторанах не хватает свежей рыбы.
Еще больший удар нанесен по цветочному рынку. Парализован экспорт цветов из Кении — главного их поставщика в Европу. Япония и Китай оказались отрезанными от поставок элитных сортов шотландского виски — его возят именно на самолетах. Но если над проблемами богатых китайцев еще можно посмеяться, то удар стихии по перевозкам в фармацевтической отрасли — значительную часть лекарств тоже возят самолетами — уже вполне серьезная проблема.
Энергетическая отрасль также оказалась серьезно задета извержением. Потребление авиатоплива сократилось в Европе на 2 млн баррелей в сутки. Соответственно, цена на него упала на 5%. Это потащило за собой и цены на сырую нефть — минус 4,5%, что стало самым большим падением за несколько месяцев. Для импортирующей нефть Европы это, может, и хорошо. Но плохо для ее же альтернативной энергетики, которую европейцы активно и задорого развивают. Уже высказываются опасения, что извержение может вызвать неурожаи. Тогда Евросоюз недополучит биотопливо, которое придется заменять той же нефтью. Кроме того, пепел может засорить турбины ветрогенераторов, и тогда Европа останется без значительной части «чистой энергии».
Вообще, непросто найти отрасль экономики, которая оказалась бы не задета поведением Эйяфьятлайокудля. В выигрыше, по сути, только автомобильные грузовые компании. Все остальное: туризм, транспорт и связь, торговля, промышленность и сельское хозяйство, энергетика и даже военная сфера — в проигрыше. Причем страдает не только военная логистика, сталкивающаяся, например, с перебоями в доставке грузов для коалиционных войск в Афганистане и перевозке раненых в обратном направлении. Боевые самолеты страдают от пепла точно так же, как и гражданские.
Пепел может рассеяться завтра, а может накрыть континент
на неопределенно долгий срок — поведение вулкана еще менее
предсказуемо, чем нефтяные цены. Но если европейское небо
Но последствия могут оказаться и еще более серьезными. Массовые банкротства авиакомпаний и туроператоров, коллапс наземного транспортного сообщения, нарушение производственных цепочек на тысячах предприятий, обрушение цен на нефть — все это не более фантастично, чем то, что через неделю все уже благополучно забудут слово «Эйяфьятлайокудль». А может, завтра он заснет, а послезавтра проснется соседний Катла.
Впрочем, все опасности нынешнего извержения меркнут перед возможностью взрыва супервулкана — кратера в десятки километров. После таких извержений наступает «вулканическая зима». 73 тыс. лет назад супервулкан Тобо понизил температуру на планете на 16 градусов, запустил очередной ледниковый период и чуть не погубил зарождавшееся человечество. Сейчас самым опасным из спящих супервулканов считается Йеллоустоунская кальдера в США.
Фото: AP; AFP/EAST NEWS;