Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость!
Четверг, 30.01.2025, 20:46
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS

Категории раздела

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Время

Форма входа

Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

До и после сорока
"Жигули" в московскую жару вскипают только так. В ГИБДД 
даже создали специальный отряд по эвакуации любителей отечественного 
автопрома, чтобы не "зажарились" на солнце

До и после сорока
Политика и экономикаВ России

Плюс сорок по Цельсию — критический порог для Москвы. На такую температуру жизнеобеспечивающие системы мегаполиса не рассчитаны






 

«Жара в Москве сначала была незаметна... кого же удивишь к июлю жарким днем. Потели, отдувались, обмахивались газетами, в горячих автобусах ловили сквознячок из окон, страдая в давке чужих жарких тел...» Сюжет из романа Михаила Веллера «Самовар», в котором Москва постепенно гибнет от нарастающей жары, сегодня на слуху: история, сочиненная знаменитым писателем, удивительным образом совпадает с реальностью. До кульминации, впрочем, дело еще не дошло. «Итоги» решили выяснить, на каком градусе жары в Москве может начаться не литературный, а самый настоящий техногенный апокалипсис.

Жара терпимая

«Суббота выдала 35, и на пляжах было не протолкнуться... В метро врубили наконец полную вентиляцию... Под сиреной летала «скорая», и десяток свалившихся на улице с тепловым ударом увозился ежедневно...» До плюс 40 по Цельсию катастрофы у Михаила Веллера не происходит. Страдают в основном сердечники и экстремалы. В Москве на прошлой неделе так оно и было. По словам Николая Плавунова, главного врача станции скорой и неотложной медицинской помощи имени Пучкова, с 1 по 18 июля с тепловыми ударами обратился 121 москвич, а количество вызовов, связанных с сердечно-сосудистой системой, увеличилось на 5 процентов. «Для мегаполиса это несущественно», — сказал врач. В самих больницах говорят, что неплановые операции решено перенести на начало сентября: жарко, а кондиционеров практически нет.

В метро вентиляция шурует на всю катушку, но толку от нее мало. На станции «Театральная», например, плюс 29,4. Впрочем, уже теперь в столичной подземке можно не только задохнуться, но и попасть в аварию. Пресс-секретарь московского метрополитена Светлана Царева рассказала «Итогам»: «Все строится исходя из температурных регламентов. А у нас уже третью неделю около 35. На такую погоду при строительстве метрополитена не рассчитывали». На Филевской линии уже был случай теплового расширения рельсового полотна.

Кстати, все здания в Москве по идее также должны строиться исходя из температурного регламента. По словам специалистов из НИИ Строительной физики (НИИСФ), в документе СНиП «Строительная климатология» за номером 23-01-99 есть такой коэффициент: «температура обеспеченностью 0,98 — 26,3 градуса». Как пояснили «Итогам» специалисты, регламент закладывается на то, что в теплое время года в 98 процентах случаев погода в Москве будет около 26 градусов. А абсолютной максимальной летней температурой документ считает... всего лишь плюс 37! Рекорд, который уже побит. Стало быть, дома стоят на пределе возможностей?

«Исходя из этих цифр и строят в Москве, — говорят «Итогам» в НИИСФ. — Аномальные температуры мы как-то можем пережить, а подгонять под такие редкие случаи все строительство — бессмысленно. Самое худшее — с крыш может потечь битум, как это было на стадионе «Олимпийский»...»

Многие покрытия, в том числе краска на окнах, рассчитаны на жару до 40 градусов. Дальше она испаряется, повышая уровень вредных веществ в воздухе. Правда, жители мегаполиса, и так страдающие от выхлопов, едва ли это заметят. Так или иначе, в Москомархитектуре «Итогам» сообщили, что подобными вопросами комитет не занимается. А это значит, что в Генплане города-героя аномальную жару как форс-мажор не учитывают. А зря...

Жара невыносимая

«Небывалая засуха поразила Подмосковье. Пересыхание источников привело к обмелению многих водоемов... При 40 реальную нехватку воды ощутили заводы... А градусник лез, и был создан наконец Городской штаб по борьбе со стихийным бедствием, который возглавил мэр Москвы Юрий Лужков... Раньше плана и вообще вне плана вставали предприятия и конторы на коллективный отпуск...» Штаб, конечно, пока никакой не создан. Фантаст Веллер все-таки нашел место для литературного преувеличения. Однако в «Мосводоканале» уже начали экономить воду. По словам генерального директора предприятия Станислава Храменкова, потребление начало резко расти и на конец месяца превысило прошлогодние показатели аж на 8 процентов — до 3,678 миллиона кубометров. А если дождей не предвидится до сентября или октября, то уровень Москворецких водохранилищ понизится на 1,2 и 2,1 метра соответственно. Но Станислав Храменков не унывает. Те же водохранилища наполнены на 85 процентов (638 миллионов кубометров), что на 28 и 26 процентов больше, чем при засухах 1996 и 2002 годов. Что ж, неплохо. А на вопрос «Итогов», при каком же все-таки градусе в Москве возникнут проблемы с водоснабжением, глава «Мосводоканала» ответил, что «при такой температуре мы все сваримся и с наличием воды». Ну и на самый крайний случай, уверил Храменков, есть стратегические запасы реки Вазузы, которые будут подпитывать Москва-реку, если та дерзнет обмелеть.

Прав писатель Веллер: плюс сорок — цифра роковая. Именно она, как удалось выяснить «Итогам», является для Москвы критической отметкой, после которой могут начать выходить из строя важнейшие техносистемы, главная из которых — электроснабжение. А за ним — водопровод (откажутся работать насосы), канализация, вентиляция, кондиционеры, холодильники... Единственным способом достучаться до бедствующих жителей столицы может остаться радиоточка: тут собственная сеть с очень слабым напряжением. Но у кого этот раритет сохранился?..

Не будем о грустном? Но электрический коллапс случился в Москве и при плюс под 30 23—25 мая 2005 года. Все, как водится, кинулись за кондиционерами и вентиляторами. Из-за сильного перенапряжения на подстанции «Чагино» взорвались устаревшие трансформаторы, и света лишились 6 миллионов россиян в пяти округах Москвы, а также в Московской, Тульской, Калужской, Смоленской и Рязанской областях. Люди застревали в лифтах, в вагонах метро, а многие совсем не смогли добраться до работы — такси были нарасхват. Ущерб тогда оценили в 0,6—1,7 миллиарда рублей. Оборудование, конечно же, обновили. Но потребление электричества тогда было ниже, чем сейчас!

В «Московской объединенной электросетевой компании» (МОЭСК), которая занимается обслуживанием подстанций, «Итогам» рассказали, что рекорд потребления был установлен 16 июля. В 14 часов при температуре воздуха плюс 34 градуса он зафиксирован на уровне 11 440 МВт (при среднем потреблении в первой половине июля 10 525 МВт). МОЭСК уже поставила на уши МЧС. Ведь оборудование на такую жару все-таки не рассчитано.

«На больше чем плюс 40 мы оборудование обычно не устанавливаем, — сказал в интервью «Итогам» научный руководитель «НТЦ Электроэнергетики» академик Академии электротехнических наук Юрий Шакарян. — Подстанции могут выдержать минус 50, но аналогичную жару — едва ли. Выйти из строя могут какие-нибудь провода или коммутационный аппарат». И тогда пиши пропало. Встанут трамваи, троллейбусы, поезда в метро, а в продуктовых магазинах еду можно будет выбросить на помойку. В МОЭСК пообещали отреагировать на такое ЧП в течение срока от пяти минут до нескольких часов, но при этом добавили, что все зависит от ситуации. А если шарахнет сильно?..

По словам пресс-секретаря компании «Ашан» Марии Курносовой, норма цепочки охлаждения не позволяет продуктам находится без охлаждения дольше 20 минут. Перебои с электричеством уже были в питерских магазинах и «Меге Белая Дача», но там отделались малой кровью: пять минут — и все заработало вновь.

«На оборудовании жара все же сказывается, оно работает с максимальной нагрузкой. Если перебои с подачей электроэнергии незначительные, мы справляемся с ними в штатном режиме. Если же они будут серьезными, то у нас есть резервный генератор, его мощность позволяет в течение 10 часов поддерживать систему жизнеобеспечения гипермаркета, что является нормой», — говорит директор торгового центра «Тройка» Андрей Должиков. Получается, что максимум, который отведен МОЭСК на реагирование, — 10 часов. И это в крупном гипермаркете. А что случится в более мелких? Малый бизнес тем временем пытается справиться с повышенными счетами за электроэнергию. «У нас главные проблемы — счета и сотрудники, которые сильно устают в такую жару, — говорит поставщик мяса в рестораны Torro Grill. — Мы используем немецкие холодильные установки. Хуже будет, если совсем электричество вырубят».

Транспортники готовились к подобному сценарию уже давно. Правительством Москвы утверждена «Программа повышения надежности энергоснабжения наземного городского пассажирского электрифицированного транспорта на 2010—2012 годы». За три последних года, рассказали «Итогам» в «Мосгортрансе», была произведена модернизация 130 из 189 электротяговых подстанций с заменой почти 500 единиц оборудования. Одна такая подстанция выдерживает даже 45 градусов жары.

На случай блэкаута у «Мосгортранса» тоже есть план действий. Если электроснабжение трамваев и троллейбусов будет происходить с переменным успехом, то питание подстанций переключат на резервные кабели и разгрузят питание по контактной сети. А если совсем будет плохо, то по рельсам пустят автобусы...

На автобусы в жару под сорок тоже особо надеяться не стоит. Во-первых, можно задохнуться. Особенно в пробках. Последние уже повсюду в Москве создают «жигули», двигатели которых начинают закипать в массовом порядке. В ГАИ даже создали штаб, который занимается вызволением очумевших и застрявших любителей отечественного автопрома. А во-вторых, сами «пазы» и «лиазы», которые производит «Группа ГАЗ» по ГОСТу 15150 «Эксплуатация автобусов в разных климатических условиях» заводятся при температуре от минус 40 до плюс 40 градусов. Более того, старая техника гораздо чувствительнее к погодным условиям, чем новая. «Стоит отметить, что уже эксплуатирующаяся в России на протяжении многих лет автобусная техника нуждается в замене: основная часть автобусного парка автопредприятий страны технически устарела», — заявили «Итогам» в компании. В «Мосгортрансе» эту информацию также подтвердили. «Автобусы мы закупаем в комплектации для умеренно холодного климата, — рассказали в ГУПе. — Это от минус 30 до плюс 40 градусов. Соответственно предел рабочей температуры двигателей — 98 градусов, а температура закипания охлаждающих жидкостей — 115 градусов». Так что как бы не закипеть и на автобусе...

Плюс 40 — это предел для большей части техники, которую эксплуатируют в Москве. Выходить из строя могут, например, платежные терминалы. «Наш сервисный центр фиксирует сбои, но их не так много, — говорит исполнительный директор компании «КМ-Технолоджи» (производит терминалы Qiwi. — «Итоги») Артем Матвеенко. — В основном перегреваются те, у которых сами хозяева отключили систему вентиляции в целях экономии. При превышении допустимой температуры в автомате в первую очередь выходят из строя электронные компоненты и монитор — это основные проблемные зоны при высокой температуре».

А вот компьютерным системам банков опасаться стоит только отключения электричества. Как рассказали «Итогам» в банке «Петрокоммерц», в штатном режиме оборудование работает до плюс 40 градусов, а в экстремальном — аж до плюс 60 градусов.

...На «Яндексе» обещают плюс 40 уже в этот четверг, 29 июля. МЧС в состоянии особой готовности...

Жара смертельная

Что будет после? «На сорока семи потек асфальт тротуаров... Под кондиционером дышать можно было, но передвигаться днем по городу — опасно: босоножки на пробковой подошве (иная обувь годилась плохо) вязли». Дальше у Веллера пошли трупы, пустыни и тотальный апокалипсис — не для слабонервных. Асфальт, а вернее, его жидкая составляющая — битум действительно плавится при температуре 45—47 градусов. Это подтвердили «Итогам» в компании «Автодорстрой» и лаборатории бетона и асфальта «СоюздорНИИ».

Конечно, жители Сочи и Краснодара могут посмеяться над бедами москвичей. «У нас такая погода — каждое лето. И ничего!» — возразят они. Действительно, живут же люди в Кувейте, Ираке и Саудовской Аравии при 45—47 градусах жары. Живут, но мы без моря — это раз. И с совершенно другим дорожным покрытием — это два. К тому же люди там физически к жаре более привыкшие и во время морозов скорее всего помрут.

А стоит ли привыкать москвичам? Дозвониться до директора Гидрометцентра Романа Вильфанда и директора Института глобального климата и экологии Юрия Израэля нам не удалось. Оба они аккурат до 15 августа переживают жару в отпусках. А любители теории глобального потепления, например экологи из WWF, уже бьют тревогу — московская жара является прямым подтверждением мирового катаклизма.

Главный терапевт Москвы Леонид Лазебник выступил с интересным предложением. «Сейчас в бюджете есть статья «подготовка к зиме», — говорит он. — Если такая, как сейчас, жаркая погода летом продержится несколько лет, то можно подумать о статье «подготовка к лету». Да, неплохо бы. Чтобы уж точно избежать конца света. В прямом и переносном смысле.




Источник: http://www.itogi.ru/russia/2010/30/154804.html
Категория: Мои статьи | Добавил: Kizune (26.07.2010)
Просмотров: 758 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]