«Жара в Москве сначала была незаметна... кого же удивишь к июлю жарким
днем. Потели, отдувались, обмахивались газетами, в горячих автобусах
ловили сквознячок из окон, страдая в давке чужих жарких тел...» Сюжет из
романа Михаила Веллера «Самовар», в котором Москва постепенно гибнет от
нарастающей жары, сегодня на слуху: история, сочиненная знаменитым
писателем, удивительным образом совпадает с реальностью. До кульминации,
впрочем, дело еще не дошло. «Итоги» решили выяснить, на каком градусе
жары в Москве может начаться не литературный, а самый настоящий
техногенный апокалипсис.
Жара терпимая
«Суббота выдала 35, и на пляжах было не протолкнуться... В метро
врубили наконец полную вентиляцию... Под сиреной летала «скорая», и
десяток свалившихся на улице с тепловым ударом увозился ежедневно...» До
плюс 40 по Цельсию катастрофы у Михаила Веллера не происходит. Страдают
в основном сердечники и экстремалы. В Москве на прошлой неделе так оно и
было. По словам Николая Плавунова, главного врача станции скорой и
неотложной медицинской помощи имени Пучкова, с 1 по 18 июля с тепловыми
ударами обратился 121 москвич, а количество вызовов, связанных с
сердечно-сосудистой системой, увеличилось на 5 процентов. «Для
мегаполиса это несущественно», — сказал врач. В самих больницах говорят,
что неплановые операции решено перенести на начало сентября: жарко, а
кондиционеров практически нет.
В метро вентиляция шурует на всю катушку, но толку от нее мало. На
станции «Театральная», например, плюс 29,4. Впрочем, уже теперь в
столичной подземке можно не только задохнуться, но и попасть в аварию.
Пресс-секретарь московского метрополитена Светлана Царева рассказала
«Итогам»: «Все строится исходя из температурных регламентов. А у нас уже
третью неделю около 35. На такую погоду при строительстве метрополитена
не рассчитывали». На Филевской линии уже был случай теплового
расширения рельсового полотна.
Кстати, все здания в Москве по идее также должны строиться исходя из
температурного регламента. По словам специалистов из НИИ Строительной
физики (НИИСФ), в документе СНиП «Строительная климатология» за номером
23-01-99 есть такой коэффициент: «температура обеспеченностью 0,98 —
26,3 градуса». Как пояснили «Итогам» специалисты, регламент
закладывается на то, что в теплое время года в 98 процентах случаев
погода в Москве будет около 26 градусов. А абсолютной максимальной
летней температурой документ считает... всего лишь плюс 37! Рекорд,
который уже побит. Стало быть, дома стоят на пределе возможностей?
«Исходя из этих цифр и строят в Москве, — говорят «Итогам» в НИИСФ. —
Аномальные температуры мы как-то можем пережить, а подгонять под такие
редкие случаи все строительство — бессмысленно. Самое худшее — с крыш
может потечь битум, как это было на стадионе «Олимпийский»...»
Многие покрытия, в том числе краска на окнах, рассчитаны на жару до 40
градусов. Дальше она испаряется, повышая уровень вредных веществ в
воздухе. Правда, жители мегаполиса, и так страдающие от выхлопов, едва
ли это заметят. Так или иначе, в Москомархитектуре «Итогам» сообщили,
что подобными вопросами комитет не занимается. А это значит, что в
Генплане города-героя аномальную жару как форс-мажор не учитывают. А
зря...
Жара невыносимая
«Небывалая засуха поразила Подмосковье. Пересыхание источников привело
к обмелению многих водоемов... При 40 реальную нехватку воды ощутили
заводы... А градусник лез, и был создан наконец Городской штаб по борьбе
со стихийным бедствием, который возглавил мэр Москвы Юрий Лужков...
Раньше плана и вообще вне плана вставали предприятия и конторы на
коллективный отпуск...» Штаб, конечно, пока никакой не создан. Фантаст
Веллер все-таки нашел место для литературного преувеличения. Однако в
«Мосводоканале» уже начали экономить воду. По словам генерального
директора предприятия Станислава Храменкова, потребление начало резко
расти и на конец месяца превысило прошлогодние показатели аж на 8
процентов — до 3,678 миллиона кубометров. А если дождей не предвидится
до сентября или октября, то уровень Москворецких водохранилищ понизится
на 1,2 и 2,1 метра соответственно. Но Станислав Храменков не унывает. Те
же водохранилища наполнены на 85 процентов (638 миллионов кубометров),
что на 28 и 26 процентов больше, чем при засухах 1996 и 2002 годов. Что
ж, неплохо. А на вопрос «Итогов», при каком же все-таки градусе в Москве
возникнут проблемы с водоснабжением, глава «Мосводоканала» ответил, что
«при такой температуре мы все сваримся и с наличием воды». Ну и на
самый крайний случай, уверил Храменков, есть стратегические запасы реки
Вазузы, которые будут подпитывать Москва-реку, если та дерзнет обмелеть.
Прав писатель Веллер: плюс сорок — цифра роковая. Именно она, как
удалось выяснить «Итогам», является для Москвы критической отметкой,
после которой могут начать выходить из строя важнейшие техносистемы,
главная из которых — электроснабжение. А за ним — водопровод (откажутся
работать насосы), канализация, вентиляция, кондиционеры, холодильники...
Единственным способом достучаться до бедствующих жителей столицы может
остаться радиоточка: тут собственная сеть с очень слабым напряжением. Но
у кого этот раритет сохранился?..
Не будем о грустном? Но электрический коллапс случился в Москве и при
плюс под 30 23—25 мая 2005 года. Все, как водится, кинулись за
кондиционерами и вентиляторами. Из-за сильного перенапряжения на
подстанции «Чагино» взорвались устаревшие трансформаторы, и света
лишились 6 миллионов россиян в пяти округах Москвы, а также в
Московской, Тульской, Калужской, Смоленской и Рязанской областях. Люди
застревали в лифтах, в вагонах метро, а многие совсем не смогли
добраться до работы — такси были нарасхват. Ущерб тогда оценили в
0,6—1,7 миллиарда рублей. Оборудование, конечно же, обновили. Но
потребление электричества тогда было ниже, чем сейчас!
В «Московской объединенной электросетевой компании» (МОЭСК), которая
занимается обслуживанием подстанций, «Итогам» рассказали, что рекорд
потребления был установлен 16 июля. В 14 часов при температуре воздуха
плюс 34 градуса он зафиксирован на уровне 11 440 МВт (при среднем
потреблении в первой половине июля 10 525 МВт). МОЭСК уже поставила на
уши МЧС. Ведь оборудование на такую жару все-таки не рассчитано.
«На больше чем плюс 40 мы оборудование обычно не устанавливаем, —
сказал в интервью «Итогам» научный руководитель «НТЦ Электроэнергетики»
академик Академии электротехнических наук Юрий Шакарян. — Подстанции
могут выдержать минус 50, но аналогичную жару — едва ли. Выйти из строя
могут какие-нибудь провода или коммутационный аппарат». И тогда пиши
пропало. Встанут трамваи, троллейбусы, поезда в метро, а в продуктовых
магазинах еду можно будет выбросить на помойку. В МОЭСК пообещали
отреагировать на такое ЧП в течение срока от пяти минут до нескольких
часов, но при этом добавили, что все зависит от ситуации. А если
шарахнет сильно?..
По словам пресс-секретаря компании «Ашан» Марии Курносовой, норма
цепочки охлаждения не позволяет продуктам находится без охлаждения
дольше 20 минут. Перебои с электричеством уже были в питерских магазинах
и «Меге Белая Дача», но там отделались малой кровью: пять минут — и все
заработало вновь.
«На оборудовании жара все же сказывается, оно работает с максимальной
нагрузкой. Если перебои с подачей электроэнергии незначительные, мы
справляемся с ними в штатном режиме. Если же они будут серьезными, то у
нас есть резервный генератор, его мощность позволяет в течение 10 часов
поддерживать систему жизнеобеспечения гипермаркета, что является
нормой», — говорит директор торгового центра «Тройка» Андрей Должиков.
Получается, что максимум, который отведен МОЭСК на реагирование, — 10
часов. И это в крупном гипермаркете. А что случится в более мелких?
Малый бизнес тем временем пытается справиться с повышенными счетами за
электроэнергию. «У нас главные проблемы — счета и сотрудники, которые
сильно устают в такую жару, — говорит поставщик мяса в рестораны Torro
Grill. — Мы используем немецкие холодильные установки. Хуже будет, если
совсем электричество вырубят».
Транспортники готовились к подобному сценарию уже давно.
Правительством Москвы утверждена «Программа повышения надежности
энергоснабжения наземного городского пассажирского электрифицированного
транспорта на 2010—2012 годы». За три последних года, рассказали
«Итогам» в «Мосгортрансе», была произведена модернизация 130 из 189
электротяговых подстанций с заменой почти 500 единиц оборудования. Одна
такая подстанция выдерживает даже 45 градусов жары.
На случай блэкаута у «Мосгортранса» тоже есть план действий. Если
электроснабжение трамваев и троллейбусов будет происходить с переменным
успехом, то питание подстанций переключат на резервные кабели и
разгрузят питание по контактной сети. А если совсем будет плохо, то по
рельсам пустят автобусы...
На автобусы в жару под сорок тоже особо надеяться не стоит. Во-первых,
можно задохнуться. Особенно в пробках. Последние уже повсюду в Москве
создают «жигули», двигатели которых начинают закипать в массовом
порядке. В ГАИ даже создали штаб, который занимается вызволением
очумевших и застрявших любителей отечественного автопрома. А во-вторых,
сами «пазы» и «лиазы», которые производит «Группа ГАЗ» по ГОСТу 15150
«Эксплуатация автобусов в разных климатических условиях» заводятся при
температуре от минус 40 до плюс 40 градусов. Более того, старая техника
гораздо чувствительнее к погодным условиям, чем новая. «Стоит отметить,
что уже эксплуатирующаяся в России на протяжении многих лет автобусная
техника нуждается в замене: основная часть автобусного парка
автопредприятий страны технически устарела», — заявили «Итогам» в
компании. В «Мосгортрансе» эту информацию также подтвердили. «Автобусы
мы закупаем в комплектации для умеренно холодного климата, — рассказали в
ГУПе. — Это от минус 30 до плюс 40 градусов. Соответственно предел
рабочей температуры двигателей — 98 градусов, а температура закипания
охлаждающих жидкостей — 115 градусов». Так что как бы не закипеть и на
автобусе...
Плюс 40 — это предел для большей части техники, которую эксплуатируют в
Москве. Выходить из строя могут, например, платежные терминалы. «Наш
сервисный центр фиксирует сбои, но их не так много, — говорит
исполнительный директор компании «КМ-Технолоджи» (производит терминалы
Qiwi. — «Итоги») Артем Матвеенко. — В основном перегреваются те, у
которых сами хозяева отключили систему вентиляции в целях экономии. При
превышении допустимой температуры в автомате в первую очередь выходят из
строя электронные компоненты и монитор — это основные проблемные зоны
при высокой температуре».
А вот компьютерным системам банков опасаться стоит только отключения
электричества. Как рассказали «Итогам» в банке «Петрокоммерц», в штатном
режиме оборудование работает до плюс 40 градусов, а в экстремальном —
аж до плюс 60 градусов.
...На «Яндексе» обещают плюс 40 уже в этот четверг, 29 июля. МЧС в
состоянии особой готовности...
Жара смертельная
Что будет после? «На сорока семи потек асфальт тротуаров... Под
кондиционером дышать можно было, но передвигаться днем по городу —
опасно: босоножки на пробковой подошве (иная обувь годилась плохо)
вязли». Дальше у Веллера пошли трупы, пустыни и тотальный апокалипсис —
не для слабонервных. Асфальт, а вернее, его жидкая составляющая — битум
действительно плавится при температуре 45—47 градусов. Это подтвердили
«Итогам» в компании «Автодорстрой» и лаборатории бетона и асфальта
«СоюздорНИИ».
Конечно, жители Сочи и Краснодара могут посмеяться над бедами
москвичей. «У нас такая погода — каждое лето. И ничего!» — возразят они.
Действительно, живут же люди в Кувейте, Ираке и Саудовской Аравии при
45—47 градусах жары. Живут, но мы без моря — это раз. И с совершенно
другим дорожным покрытием — это два. К тому же люди там физически к жаре
более привыкшие и во время морозов скорее всего помрут.
А стоит ли привыкать москвичам? Дозвониться до директора
Гидрометцентра Романа Вильфанда и директора Института глобального
климата и экологии Юрия Израэля нам не удалось. Оба они аккурат до 15
августа переживают жару в отпусках. А любители теории глобального
потепления, например экологи из WWF, уже бьют тревогу — московская жара
является прямым подтверждением мирового катаклизма.
Главный терапевт Москвы Леонид Лазебник выступил с интересным
предложением. «Сейчас в бюджете есть статья «подготовка к зиме», —
говорит он. — Если такая, как сейчас, жаркая погода летом продержится
несколько лет, то можно подумать о статье «подготовка к лету». Да,
неплохо бы. Чтобы уж точно избежать конца света. В прямом и переносном
смысле.